Архив информации за ноябрь 2016 года

Версия для печатиВерсия для печати

Президентом Российской Федерации подписан закон о единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию

 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22.11.2016 № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию»,  граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и являющиеся получателями пенсий, которые назначены в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», а также иных пенсий, выплата которых производится Пенсионным фондом Российской Федерации, получат единовременную денежную выплату в размере 5 тысяч рублей.

Единовременная денежная выплата будет производиться органами, осуществляющими соответствующее пенсионное обеспечение (а в случае получения гражданином двух пенсий, одна из которых выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации, – территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации), на основании документов, имеющихся в выплатном или пенсионном деле, без истребования от гражданина какого‑либо заявления.

Финансирование предусмотренных законом мероприятий будет осуществляться за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Получение гражданином единовременной денежной выплаты не будет учитываться при определении его права на получение иных выплат и при предоставлении ему мер социальной поддержки.

В случае если единовременная денежная выплата гражданину, имеющему право на её получение, не будет осуществлена в установленный Федеральным законом срок, а именно в январе 2017 года, то такая выплата может быть произведена и после указанного срока.

Порядок осуществления единовременной денежной выплаты должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности или выплату соответствующих пенсий. При необходимости в целях единообразного применения Федерального закона могут издаваться разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

С этого времени признаются утратившими силу отдельные положения законодательства об индексации пенсий в 2016 г.

Настоящий Федеральный закон опубликован на официальном интернет- портале  правовой информации и вступил в силу с 22.11.2016.

29.11.2016


Опеки или попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных со стороны их близких родственников при совместном проживании

 

Постановлением Правительства РФ от 19.11.2016 № 1221 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 17.11.2010 № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан".

Внесенными поправками  установлен перечень документов, которые родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, дети и внуки, выразившие желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних подопечных, с которыми указанные граждане постоянно совместно проживали не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном, представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства:

- заявление о назначении опекуном;

- документы, подтверждающие родство с совершеннолетним подопечным;

- медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в установленном порядке,

-  копия свидетельства о браке (если близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке).

В порядке межведомственного информационного взаимодействия орган опеки и попечительства запрашивает заключение об отсутствии фактов ненадлежащего обращения близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, с совершеннолетним подопечным в период до достижения им возраста 18 лет в случае, если опека или попечительство устанавливаются в связи с достижением совершеннолетия (межведомственный запрос не направляется в случае, если орган опеки и попечительства располагает указанными сведениями).

Кроме того, в целях назначения опекуном близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, в течение 7 дней со дня представления необходимых документов орган опеки и попечительства производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном. Результаты обследования указываются в акте об обследовании условий жизни близкого родственника, выразившего желание стать опекуном.

Акт об обследовании условий жизни близкого родственника оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования и может быть оспорен близким родственником, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

При установлении опеки или попечительства над совершеннолетним подопечным его близким родственником плановые проверки условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина, соблюдения опекуном его прав и законных интересов, обеспечения сохранности его имущества, выполнения опекуном или попечителем требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей проводятся в виде посещения совершеннолетнего подопечного: 1 раз в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя; 1 раз в 3 года в течение последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя.

Более того, упрощены форма отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом, и форма отчета попечителя об использовании имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина и управлении этим имуществом.

Постановление вступает в действие  01 декабря 2016 года.

25.11.2016


Обеспечение доступности для инвалидов объектов связи и предоставляемых услуг электросвязи

 

19 ноября 2016 года вступает в действие Приказ  Минкомсвязи России от 30.06.2016 № 298, которым утвержден Порядок обеспечения операторами связи условий доступности для инвалидов объектов связи и предоставляемых услуг электросвязи.

Приказом определен порядок обеспечения операторами связи условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, предназначенным для работы с пользователями услугами электросвязи, и условий доступности для инвалидов услуг электросвязи, а также оказания инвалидам необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг электросвязи наравне с другими лицами.

Информирование об условиях доступности для инвалидов предоставляемых услуг электросвязи осуществляется операторами связи на сайте оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Последовательность действий работников оператора связи по оказанию инвалидам помощи при предоставлении услуг электросвязи определяется в актах оператора связи и (или) должностных инструкциях работников.

Под объектами связи понимаются таксофоны, пункты коллективного доступа к услугам телефонной связи, пункты коллективного доступа к телематическим услугам связи и услугам передачи данных, оснащенные стационарными рабочими местами для доступа в Интернет, объекты связи, на которых оказываются услуги телеграфной связи.

Операторы связи должны обеспечивать создание инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, следующих условий доступности:

- возможность беспрепятственного входа в объекты связи и выхода из них;

- содействие инвалиду при входе в объект связи и выходе из него;

- возможность самостоятельного передвижения по объекту связи, в том числе с использованием вспомогательных технологий, мнемосхем, рельефных стрелок и надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля либо иным способом доведения текстовой информации для инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения;

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения и самостоятельного передвижения, по территории объекта связи;

- надлежащее размещение на объектах связи носителей информации о порядке предоставления услуги электросвязи, ее оформления в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги электросвязи звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации в формате рельефной графики и знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне либо иным способом доведения текстовой информации для инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

- обеспечение допуска на объект связи собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

Необходимо отметить, что установленные требования применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию и модернизацию объектам связи.

22.11.2016


Проведение внеплановой проверки работодателя в случае неполной выплаты работникам в установленный срок зарплаты

 

В соответствии с пунктом 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований; поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса РФ; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Постановлением Правительства РФ от 18.11.2016 № 1213 в указанный пункт Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права внесены изменения.

Согласно изменениям, основанием для проведения внеплановой проверки в рамках федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства является в том числе поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из СМИ о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Таким образом, сообщения о нарушениях работодателями обязательных требований, приведших к неполной выплате в установленный срок зарплаты, являются основанием для проведения в отношении него внеплановой проверки в рамках государственного надзора в сфере труда.

Постановление вступит в действие 01 декабря 2016 года.

22.11.2016


Верховный Суд Российской Федерации о практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

 

15 ноября 2016 года Пленум Верховного Суда РФ утвердил «Постановление о практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».

В данном постановлении даны разъяснения по порядку привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, по порядку освобождения от такой ответственности, указано на особенности избрания меры пресечения для фигурантов указанной категории уголовных дел.

Согласно пункту 2 постановления Пленума при рассмотрении жалобы в порядке 125 УПК РФ по делам о преступлениях предусмотренных статьями 159 – 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 УК РФ следует иметь ввиду, что в силу части 3 статьи 20 УПК РФ уголовные дела об этих преступлениях являются делами частно-публичного обвинения и возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, если они совершены индивидуальным предпринимателем, при осуществлении предпринимательской деятельности или коммерческой организацией. В таких случаях от имени потерпевшего может выступать ее единоличный руководитель или руководитель коллегиального исполнительного органа, либо лицо, уполномоченное руководителем организации представлять ее интересы в соответствии с частью 9 статьи 42 УПК РФ. А если в совершении указанных преступлений подозревается руководитель организации, уголовное дело может быть возбуждено по заявлению органа управления организации, в компетенцию которого в соответствии с уставом входит избрание, назначение руководителя и (или) прекращение его полномочий, либо лица, уполномоченного этим органом обратиться с таким заявлением.

Согласно пункту 4 постановления судам предписано при рассмотрении вопроса о законности возбуждения уголовного дела по делам о преступлениях предусмотренных статьями 172.1, 198-199.1 УК РФ надлежащим образом проверять соблюдения следователем требований ч. 1.2 ст. 140 и ч. 8 ст. 144 УПК РФ, в тоже время судам следует иметь в виду, что уголовное дело может быть возбуждено и без получения заключения налогового органа при наличии достаточных на то оснований, при это в случае если суд при рассмотрении вопроса о законности возбуждения уголовного дела не найдет таких оснований то решение о возбуждении уголовного дела подлежит прекращению, а следователю предписывается устранить выявленные нарушения.

Постановлением Пленума также разъяснено, что если преступления, перечисленные в части 11 статьи 108 УПК РФ, совершены индивидуальным предпринимателем или членом органа управления коммерческой организации в соучастии с иными лицами, не обладающими указанным статусом, то в отношении этих лиц при отсутствии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 1–4 части 1 статьи 108 УПК РФ, также не может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Постановлением Пленума принято решение исключить пункт 16 из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», что в совокупности с иными положениями пленума дает основания для прекращения уголовных в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по основаниям статей 75, 76, 76.2 УК РФ.

Постановлением пленума дополнительно указано на возможность прекращения в отношении всех фигурантов уголовного дела в соответствии со ст. 76.1 УК РФ в случае, если ущерб в полном объеме возмещен одним из них, а также по его просьбе (с его согласия) другими лицами, а в случае совершения преступлений, предусмотренных статьями 199 и 199.1 УК РФ, возмещение ущерба допускается и организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется лицу (пункт 2 примечаний к статье 199 УК РФ). При этом во всех случаях прекращения уголовного дела допустимо только с согласия подсудимого.

18.11.2016


Правительством Российской Федерации внесены изменения в правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения

 

В соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" Правительством Российской Федерации принято постановление от 3 ноября 2016 г. № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения» с 1 января 2017 года изменятся правоотношения в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

Данным постановлением утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения. Поправки внесены в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, в Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, а также в Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод.

Правила холодного водоснабжения и водоотведения дополнены  понятиями "самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения" и "самовольное подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения" .

Уточнены порядок оплаты абонентами полученной холодной воды и отведенных сточных вод, осуществляемой по тарифам органов исполнительной власти субъекта РФ. Скорректирован порядок временного прекращения либо ограничения холодного водоснабжения, временного прекращения либо ограничения приема сточных вод в отношении абонента, а также пересмотрен порядок подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, изменены сроки подачи декларации на очередной год (до 1 ноября, а не до 1 июля), при этом декларация о составе и свойствах сточных вод на 2017 год подается абонентами до 1 марта 2017 года. Декларации о составе и свойствах сточных вод на 2017 год, поданные абонентами до вступления в силу Постановления, прекращают действие со дня принятия деклараций о составе и свойствах сточных вод на 2017 год, поданных абонентами после вступления Постановления в силу, но не позднее 1 апреля 2017 года.

В плане снижения сбросов загрязняющих веществ предусмотрено строительство сооружений по обработке осадка сточных вод и канализационных коллекторов (сетей) для перенаправления неочищенных сточных вод на очистные сооружения.

Скорректирован порядок заключения договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, права организации водопроводно-канализационного хозяйства, обязанности абонента. Скорректирован порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Постановление вступает в действие с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 апреля 2017 года.

15.11.2016


Пленум Верховного Суда РФ внес поправки в разъяснения судебной практики по уголовным делам о преступлениях экстремистской и террористической направленности

 

В связи с изменением законодательства, а также имеющимися в судебной практике вопросами Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 03.11.2016 № 41 внесены изменения в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" и от 28 июня 2011 года № 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности".   

Как указано выше, поправки внесены в связи с введением законодателем уголовной ответственности за отдельные преступления террористической и экстремистской направленности (в том числе за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3 УК РФ), организацию террористического сообщества и участие в нем (статья 205.4 УК РФ), организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (статья 205.5 УК РФ), совершение и финансирование акта международного терроризма (статья 361 УК РФ), финансирование экстремистской деятельности (статья 282.3 УК РФ) и за некоторые другие деяния).

В постановлении дана разъяснения, в том числе:

-цели дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений являются обязательным признаком террористического акта (статья 205 УК РФ);

-при решении вопроса о направленности умысла виновного лица на дестабилизацию деятельности органов власти или международных организаций следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, время, место, способ, обстановку, орудия и средства совершения преступления, характер и размер наступивших или предполагаемых последствий, а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного;

-уголовная ответственность за пособничество в совершении террористического акта, захвата заложника или организации незаконного вооруженного формирования, осуществленное участником организованной группы, совершившей такие преступления, наступает по соответствующей статье Особенной части УК РФ и не требует квалификации по части 3 статьи 205.1 УК РФ;

-при совершении публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма, к осуществлению экстремистской деятельности путем массовой рассылки сообщений абонентам мобильной связи или с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", преступление следует считать оконченным с момента размещения обращений в указанных сетях общего пользования (например, на сайтах, форумах или в блогах), отправления сообщений другим лицам;

-при решении вопроса о направленности действий лица, разместившего какую-либо информацию либо выразившего свое отношение к ней в сети "Интернет" или иной информационно-телекоммуникационной сети, на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства человека либо группы лиц следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, контекст, форму и содержание размещенной информации, наличие и содержание комментариев или иного выражения отношения к ней;

-склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, перечисленных в части 1 статьи 205.1 УК РФ, следует считать оконченным преступлением с момента совершения указанных действий, независимо от того, совершило ли вовлекаемое лицо соответствующее преступление террористической направленности.

11.11.2016


Документы, которые нельзя требовать от заявителя при оказании государственных услуг

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2016 № 2326-р утвержден перечень документов и сведений, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и необходимых органам местного самоуправления для предоставления государственных услуг. В перечень включены 85 наименований документов и сведений, которые предоставляются 25 федеральными органами исполнительной власти. Теперь органы, предоставляющие государственные услуги, должны будут получать указанные в перечне документы и сведения у других государственных органов в рамках межведомственного взаимодействия, а не требовать их у заявителей.

Например, в перечень включены сведения о нарушениях Правил дорожного движения, сведения о наличии/отсутствии судимости, сведения о наличии/отсутствии задолженности по налогам, сведения из ЕГРЮЛ/ из ЕГРИП и другие.

Согласно пункту 2 указанного Распоряжения, в связи с тем, что сведения подлежат предоставлению на бумажном носителе, в срок до 1 января 2017 года федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, поручено установить требования к составу сведений, указываемых в межведомственном запросе и в ответе на межведомственный запрос.

Федеральным органам исполнительной власти необходимо обеспечить предоставление документов и сведений, включенных в перечень, утвержденный распоряжением, по межведомственным запросам исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, определенном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Принятые меры должны ускорить предоставление информации по межведомственным запросам и улучшить качество государственных услуг. Органам исполнительной власти, отвечающим за регулирование в соответствующей сфере, поручено определить требования к формату предоставления таких документов и сведений.

Распоряжение вступило в действие с 1 ноября 2016 года.

08.11.2016


В каких случаях школы и детские сады не ставятся на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

 

В соответствии с письмом Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354 "О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" не требуется постановка на учет офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т.д., оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС IV категории) при соблюдении следующих условий:

-наличие стационарных источников выбросов;

-наличие не более 10 тонн выбросов загрязняющих веществ в год;

-отсутствие выбросов радиоактивных веществ;

-отсутствие сбросов в системы водоотведения загрязняющих веществ, образовавшихся в результате использования вод не для бытовых нужд;

-отсутствие сбросов в окружающую среду (то есть сбросов в поверхностные и подземные водные объекты, недра, на земную поверхность).

При определении понятия использования вод для бытовых нужд следует руководствоваться п.18 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п.116 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 № 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов".

В случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п.п. 1 – 4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта негативного воздействия на окружающую среду.

02.11.2016