Архив информации за апрель 2017 года

Версия для печатиВерсия для печати

Особенности действия уголовного закона в отношении лиц, подвергнутых административному наказанию

 

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ряд статей, ответственность по которым грозит лишь лицам, ранее подвергнутым административному наказанию за совершение правонарушений в соответствующей сфере.

К примеру, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения не является уголовно-наказуемым деянием, ответственность за него предусмотрена ст. 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Однако, в случае совершения данного деяния лицом, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, для нарушителя наступает уголовная ответственность по ст. 264.1 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию».

Максимальное наказание за преступление, предусмотренное данной статьей УК РФ - лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (как правило - с лишением права управления транспортным средством) на срок до трех лет.

Аналогичные правила привлечения к уголовной ответственности для лиц, ранее подвергнутых административному наказанию, содержат статья 116.1 УК РФ «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию», статья 151.1 «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции», статья 157 «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», статья 158.1 «Мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию», статья 215.4 «Незаконное проникновение на охраняемый объект».

При этом в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

28.04.2017


Ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего

 

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года утвержден Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.29 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективная сторона состава данного административного правонарушения выражается в нарушении требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которой работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29.

Неисполнение указанной обязанности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 до 500 тысяч рублей.

Предусмотренная частью 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ обязанность возникает у работодателя при заключении с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим должность, включенную в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами, трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы; а гражданско-правового договора (договоров), если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по такому договору (договорам) превышает сто тысяч рублей в месяц.

Несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) вышеуказанной обязанности образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, независимо от того, входили ли в должностные обязанности государственного или муниципального служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор и (или) гражданско-правовой договор (договоры).

Обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы у представителя нанимателя (работодателя) не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе либо государственном (муниципальном) казенном учреждении (такое несообщение не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ).

Субъектом административного правонарушения, состав которого предусмотрен статьей 19.29 КоАП РФ, выступает не любое должностное лицо, а лишь то, на которое в силу закона возложена обязанность по соблюдению требований части 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ (работодатель либо заказчик работ (услуг)).

Данное административное правонарушение ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом его посягательства, не может быть признано малозначительным.

25.04.2017


Уголовная ответственность за жестокое обращение с ребенком

 

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с детьми установлена уголовная ответственность (ст. 156 Уголовного кодекса РФ) и несут ее родители и лица, на которых возложены обязанности по воспитанию, в том числе педагоги и другие работники образовательной, медицинской организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, осуществляющей надзор за ними.

Под неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего понимается систематическое, осуществляемое в течение продолжительного времени бездействие, выражающееся в игнорировании всех либо большинства обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, уклонении от выполнения этих обязанностей, не проявлении внимания к физическому, психическому и нравственному развитию несовершеннолетнего, безразличное, пренебрежительное отношение к его потребностям, интересам, здоровью, безопасности, учебе, досугу, занятиям, времяпрепровождению.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетнего, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, безнравственном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).

Максимальное наказание за такие деяния предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

21.04.2017


Об ответственности за уклонение от принудительноголечения от наркомании

 

В соответствии с требованиями части первой статьи 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации при назначении лицу, признанному больным наркоманией, основного наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы суд может возложить на осужденного обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию.

Ответственность лица, признанного больным наркоманией, за неисполнение указанных обязанностей установлена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

Статьей 6.9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании, медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ лицом, на которое судом возложены указанные обязанности и предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от четырех до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.

При этом лицо считается уклоняющимся от прохождения диагностики и лечения от наркомании, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации, либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.

Лицо, уклоняющееся от прохождения диагностики и лечения от наркомании, может быть привлечено к административной ответственности неоднократно в течение всего периода исполнения возложенной судом обязанности.

Контроль за исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и реабилитацию осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией.

18.04.2017


Особенности приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке

 

Федеральным законом от 19.12.2016 № 462-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» на три года продлено право бывших граждан СССР на оформление гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

С учетом поправок, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 12.11.2012 № 182-ФЗ, положения главы VIII.I Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» применяются до 01.01.2020. 

На прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке могут рассчитывать следующие категории лиц, находящихся на территории России:

- граждане бывшего СССР, получивших паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

- граждане бывшего СССР, прибывших в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретших гражданства Российской Федерации в установленном порядке, и их совершеннолетних и несовершеннолетних детей, если указанные лица не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Указанная категория лиц принимается в гражданство Российской Федерации при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных федеральным законодательством, без предоставления разрешения на временное проживание и вида на жительство; документа, подтверждающего наличие законного источника средств к существованию; документа, подтверждающего владение русским языком.

Заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации подаются заявителем лично в письменном виде на бланке установленной формы в территориальный миграционный орган по месту жительства или месту пребывания заявителя, а также по месту фактического проживания заявителя при отсутствии у лица регистрации по месту жительства или месту пребывания.

В случае отсутствия у заявителя документа, удостоверяющего его личность, заявитель для проведения мероприятий по установлению личности, в рамках рассмотрения его заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, представляет имеющиеся документы, содержащие его персональные данные. К таким документам относятся: паспорт; свидетельство о рождении; документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени, отчества либо иных персональных данных; документ о заключении (расторжении) брака; документ об образовании; военный билет; пенсионное удостоверение; водительское удостоверение; иные документы, содержащие персональные данные заявителя.

Рассмотрение заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и принятие решения по такому заявлению осуществляются в срок, не превышающий шести месяцев со дня подачи заявления и всех надлежащим образом оформленных документов. В случае необходимости установления личности заявителя, срок рассмотрения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, продлевается на срок, необходимый для установления личности.

14.04.2017


Форма предоставления государственным служащим сведений о сайтах в сети интернет, где размещена информация, позволяющая его идентифицировать

 

Минтрудом даны рекомендации по заполнению формы предоставления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интеренет», на которых государственным служащим или муниципальным служащим, гражданином РФ, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы РФ или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать (Письмо от 14.02.2017 №18-3/10/П-866). В Письме дан образец заполнения указанной формы.

В свою очередь форма предоставления сведений  утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 №2867-р.

В соответствии со ст.20.2 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и      ст. 15.1 Федерального закона от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» заполненную форму обязаны предоставлять: граждане, претендующие на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации; граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы; федеральные государственные гражданские служащие; государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации; муниципальные служащие.

Отчетный период для служащего календарный год, предшествующий году предоставления сведений, для гражданина три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу или муниципальную службу (календарный год исчисляется с 01.01. по 31.12 включительно). Служащий обязан предоставить указанные сведения не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным.

Общедоступной информации дано понятие (в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») как общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

В рекомендациях указано, что в качестве данных позволяющих идентифицировать личность служащего или гражданина, может выступать совокупность или одно из следующих сведений: фамилия и имя, фотография, место службы (работы).

11.04.2017


Ответственность за вред причиненный несовершеннолетними

 

Деликтоспособность - это возможность нести самостоятельную имущественную ответственность. Несовершеннолетние несут на общих основаниях самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам и за причинение вреда только в двух случаях:

при объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным, что возможно по достижению 16 –летнего возраста;

при вступлении в брак до достижения возраста 18 лет.

Действующим гражданским законодательством РФ предусмотрены два вида ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними, имеющие свои особенности в зависимости от возраста причинителя вреда.

К первому виду относится ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет.

Ответственность за вред, причиненный малолетними лицами, несут:

- законные представители: родители, опекуны, попечители,  усыновители, организации по надзору за несовершеннолетними (организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) - принципиальной особенностью этой категории лиц является возложенная на них законодательством ответственность за воспитание ребенка и его надлежащее поведение;

- образовательные (школы, детские сады), медицинские организации (больницы, санатории), иные организации и иные лица (гувернантки, няни), осуществлявшие надзор на основании договора - принципиальной особенностью этой категории является возложенная на них законодательством ответственность только в период действия договора.

Указанные субъекты  обязаны возместить вред, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Несовершеннолетними может быть причинена любая разновидность вреда: вред имуществу, жизни, здоровью, моральный вред.

Вина законных представителей может проявляться в следующем:

- безответственное отношение к воспитанию детей, что может выражаться как в активной форме (плохой пример своим отрицательным поведением), так и в пассивной (самоустранение от воспитания, попустительство озорства);

- безответственное отношение к осуществлению надзора за несовершеннолетними (безнадзорность);

- иные формы игнорирования своих семейных обязанностей в отношении детей (отсутствие внимания к ним);

- превышение своих прав по отношению к детям (применение телесных наказаний и т.п.), результатом чего явилось вредоносное поведение детей.

В качестве доказательств отсутствия вины могут служит объективных причины, препятствующие воспитанию, например, пребывание на длительном лечении, наличие препятствий в общении с ребенком со стороны иных лиц.

Образовательные, медицинские и иные организации, где малолетний временно находился, а также лица, осуществляющие за ним надзор на основании договора, отвечают только за неосуществление должного контроля за малолетним в момент причинения им вреда.

В случае установления ненадлежащего воспитания со стороны родителей, предшествующего противоправному поведению ребенка, в результате которого причинен вред в период нахождения под надзором организации, в силу п. 16 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» ответственность за причинение малолетним вреда должны нести как законные представители, так и организации или лица, осуществляющие над ним надзор на основании договора, по принципу долевой ответственности в зависимости от степени вины каждого.

Обязанное к возмещению вреда лицо отвечает за свое виновное поведение, его ответственность не прекращается и при достижении малолетним причинителем возраста совершеннолетия или приобретения имущества, достаточного для возмещения вреда.

В качестве меры социальной защиты потерпевшего по решению суда  допускается переход обязанности по возмещению вреда на самого причинителя вреда при соблюдении следующих условий:

- причинение вреда жизни и здоровью потерпевшего. К случаям причинения вреда порчей или уничтожением имущества это положение неприменимо;

- родители (усыновители), опекуны или другие граждане, осуществляющие надзор над малолетним на основании договора, умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего. В случае ответственности юридических лиц за действия малолетнего причинителя переложение обязанности по возмещению вреда не допускается;

- причинитель вреда стал полностью дееспособным и обладает средствами для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью.

Если ответчик по-прежнему способен нести ответственность перед потерпевшим, она с него не снимается.

Ко второму виду относится ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

В данном случае ответственность за вред несут сами несовершеннолетние всем своим имуществом (стипендия или заработок несовершеннолетнего, иные доходы (алименты, пенсии, проценты по вкладам в банках, дивиденды по акциям и т.д.), движимое, недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности).

В части не возмещенной суммы несовершеннолетним причинителем вреда и при отсутствии у него достаточных для этого средств, к субсидиарной ответственности привлекаются законные представители, поскольку в рассматриваемом возрасте поведение несовершеннолетних продолжает во многом определяться воспитательным воздействием лиц, осуществляющих за ними родительское попечение и обязанных осуществлять за ними надзор. Данные лица освобождаются от субсидиарной ответственности, если докажут, что вред возник не по их вине.

Организации, осуществляющие надзор за детьми от 14 до 18 лет лишь в период их нахождения в этих учреждениях, к дополнительной ответственности перед потерпевшим не привлекаются.

Ответственность вышеперечисленных лиц носит временный характер и прекращается в следующих случаях:

- при достижении несовершеннолетним причинителем совершеннолетия - 18 лет, при этом ответственность родителей, попечителей прекращается независимо от того, имеется у лица достаточное имущество или нет;

- при появлении у несовершеннолетнего средств достаточных для возмещения вреда, но в данном случае обязанность субсидиарных ответчиков по возмещению вреда приостанавливается и может быть возобновлена, если соответствующие доходы прекратятся;

- при приобретении несовершеннолетним полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо в результате эмансипации либо в связи со вступлением в брак.

В силу ст. 63 СК РФ воспитание детей это не только право, но и обязанность родителей, в связи с чем родители, лишенные родительских прав не освобождаются от ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним при наличии двух условий:

- не истек трехлетний срок с момента лишения родительских прав;

- противоправное поведение ребенка явилось следствием родительского воспитания.

06.04.2017


В случае непредоставления в налоговый орган информации об объектах налогообложения придется заплатить штраф

 

С 1 января 2017 года введены санкции за непредставление в налоговые органы сообщения об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество.

Федеральным  законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 129.1  Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 3, в соответствии с которым за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу сообщения об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество установлен штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение.

03.04.2017